mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

До последнего оставшегося

3 января в Чечне прошли религиозные обряды в память о местном святом, чеченском непротивленце Кунта-Хаджи Кишиеве, сосланном в третий день 1864 года на вечную ссылку в Новгородскую губернию.

Сейчас учение суфия Кишиева кажется подробно разработанной программой какой-нибудь хорошей левой партии: он учил проводить время «в добрых делах», таких, как ремонт дорог и мостов, очищение и обустройство родников, выращивание деревьев, забота о неходячих больных, стариках, сиротах и инвалидах, призывал отказаться от деления людей на князей и рабов.

В его учении можно найти даже плюрализм: «к истине ведут много дорог, лишь бы в главном они сходились» и современный подход к животным: «мучить, издеваться над животными — тяжкий грех».

Кунта-Хаджи призывал отказаться от оружия и войн и соглашаться на любые уступки, кроме самого главного: «Если скажут, чтобы вы шли в церковь, идите, ибо это только строение. Если заставят носить кресты, носите их, так как это только железки, а вы в душе и сердце своем мусульмане. Лишь если будут трогать ваших женщин, заставят забыть ваш язык, культуру и обычаи, подымайтесь и бейтесь до смерти последнего оставшегося!».

Мусульманин готов был надеть крест (впрочем, у суфиев такая готовность к маневру встречалась не так уж редко), но только не уступить женщину. Это понятно. Женщина в старых обществах (тоже не во всех, лучше сказать – в понимающих) – носитель культуры, хранитель традиции. Весь начальный семиозис культуры держали женщины. Именно они учили языку, культуре и обычаям – той триаде, которую без малейших познаний в социологии безошибочно назвал Кишиев. «Матери реально являются исходным материальным миром, который человек осваивает на заре своей истории, - пишет культуролог В. Воронцов. - Изначально материнские руки, ладони (длани) являются всем: материками, долинами, колыбелью, ковром-самолетом, скатертью-самобранкой, компьютером, принтером, системой мер, мирозданием».

Мы забыли о неразрывной связи женщины с культурой и традицией – и забыли напрасно. Освобождение от «кухонного рабства», а затем и от семейного на поверку оказалось важнейшим условием для превращения женщины в товар. Такое вот ВТО. На призыв сражаться за своих женщин могут возразить, что женщина самостоятельна, и с этим вроде бы нельзя не согласиться, но нельзя забыть и о том, что сам тезис о самостоятельности женщин – это эффективнейший механизм для переправки женщин к тем, кто его внедряет.

Не зря в Чечне паломники каждый год посещают могилу Хеди, матери Кишиева. А многие ли навскидку вспомнят, как звали мать Пушкина? Ну хоть няню помним – и то славно. Кстати, уж на ее-то примере, казалось бы, сложно не заметить, какова роль женщины в передаче традиции.
Tags: Замечания
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →