mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Министерство загубленной промышленности

Я не собирался писать про упавший "Як-42", но обсуждение авиакатастрофы быстро свелось к той теме, в которой мне есть что сказать. Речь идет о системном кризисе, который в связи с ярославской трагедией продиагностировали все – от оппозиции до лоялистов. Я сам предпочитаю рассматривать социальные явления системно, но сейчас, начитавшись рассуждений о глобальных и всеобъемлющих предпосылках падения самолета, испытал сильнейшее раздражение. Ссылки на системные причины той или иной неполадки стали в последнее время универсальным оправданием для нежелающих исправлять ее. У нас не говорят: "я забыл прикрутить, проследить, вовремя отметить и т.п.", у нас говорят: "разрушена промышленность", и если, например, вы услышите, как кто-то призывает не ловить мелких наркоторговцев прежде чем переловят всех крупных, то уж будьте уверены, что говорящий такое никого вовсе ловить не намерен – ни мелких, ни крупных.

Система – это механизм. Сложный, но механизм. Если ты произносишь дошедшую к нам из советских времен сакраментальную формулу "систему надо менять" – будь любезен, укажи, что в системе не так. Какие узлы износились, где наиболее тонко. Обоснуй, почему нужна замена системы, а нее ее части. Ведь менять все целиком всякий раз, как этого потребует какой-нибудь досужий журналист или блоггер – никаких средств не хватит. Эти бесхозяйственность, расточительность и безответственность характерны для всего российского бытия и проявляют себя во всем – в экономике, в общественной жизни и в политике.

Я совершенно не разбираюсь в авиации и авиастроении, да и в технике в целом. Тем более интересными мне должны казаться мнения специалистов. Но на этот раз я читал и плевался. Каждый из высказавшихся профессионалов был озабочен, похоже, одним: как бы так порассуждать, чтобы ничего при этом не сказать (я давно уже хочу раскритиковать сам обычай опрашивать профессионалов по общественно значимым вопросам, но сейчас не буду отвлекаться, а только анонсирую эту двусмысленную, на первый взгляд, тему).

Пример нормального разбора ошибок дали недавно конструкторы "Булавы", которые после очередных неудачных испытаний в декабре позапрошлого года решили, что ракеты, собранные из одинаковых деталей, могут летать по-разному только из-за различий в качестве сборки. Так и ищут неисправность в механизме – методом исключения. В случае же с "Як-42" все высказывающиеся эксперты действуют обратным образом, расширяя зону поиска. Будто издеваясь над аудиторией, они уныло перечисляют: старые самолеты, загубленный авиапром, разваленная инфраструктура, порушенная система подготовки кадров... И рефреном: "сейчас опять спишут на стрелочников". О странной любви российского общества к "стрелочникам" мне уже приходилось писать. Не удивлюсь, что и министр транспорта ощущает себя таким же "стрелочником" и кивает на пороки "системы", без исправления которых его, конечно же, нельзя снимать с должности.

Так и живем. Двор не метем, потому что забор не покрашен, забор не покрашен потому, что не построен, а чтобы его построить надо возродить заборостроительную промышленность. Простите, забыл: бездумно разрушенную заборостроительную промышленность. Ну и загубленную систему подготовки кадров для заборостроительной промышленности – без этого никак.
Tags: Замечания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments